Операционная модель маршрутной транспортной системы

Операционная модель маршрутной сети позволяет упростить и ускорить подготовку конкурсной и технологической документации на перевозки, избежать ошибок при внесении текущих изменений, создать основу для дистанционной продажи билетов и управления тарифами, создавать и поддерживать практически неограниченный набор маршрутных карт и информационной графики.


Совокупность данных, которая содержит математическое описание действующей технической системы и набор связей между ними, который позволяет отобразить влияние какого-либо частного изменения на систему в целом, называется её операционной моделью. Модель – это основа для анализа текущей деятельности работающей системы, подготовки широкого спектра отчётности в её рамках, организации взаимодействия с внешними потребителями данных и перспективного планирования в системах имитационного моделирования.


02_system_components_s.jpg
Составляющие операционной модели пассажирской транспортной системы

Операционная модель любой пассажирской маршрутной системы состоит из двух основных компонентов*. Упрощённо их можно назвать, как «где ездить» и «как ездить».


«Где ездить» – это географическое описание сети, наложенное на карту региона. Оно содержит информацию о её конфигурации, особенностях и непосредственно специальной инфраструктуре: терминалы, остановки, точки разворота и другое.


«Как ездить» – сложный комплекс данных о непосредственно маршрутах. Он включает данные о расписаниях, стоимости проезда, типах подвижного состава, перевозчиках и многое другое.


02_parametric_similarity_s.jpg
Похожесть названий параметров, составляющих описание системы, часто затрудняет их обработку

В обоих компонентах используются похожие параметры, что часто затрудняет автоматизацию их обработки. Например, объект «остановка» в компоненте «где ездить» – это точка на карте, которая может классифицироваться конечной или линейной по единственному или преимущественному типу использования. При этом в компоненте «как ездить», в описании каждого из маршрутов присутствует небольшая часть из общего массива остановок. Здесь часть них атрибутируется «линейными», есть «посадки нет», есть «посадка», может быть «техническая» – точка разворота или отстоя. Для разных маршрутов одни и те же точки остановок, как географические объекты, имеют разную атрибутику. Множественностью параметров отличается и описание маршрутов, в которых появляется ещё и временная составляющая – режим работы и расписание.


В зависимости от функций организации в вашей работе могут быть востребованы все данные или их часть. Однако, даже при «частном» использовании наиболее качественными окажутся те из них, которые получены подмножеством из предварительно выверенного общего. Такой метод называется интеллектуальным анализом данных (data mining); он всё чаще успешно применяется в связи с развитием техник больших данных (big data).


02_table_stop_properties_s.jpg
Редактирование свойств транспортной сети и каждой из остановок

Справочник модели состоит из карты маршрутов региона с возможностью включения данных об инженерной инфраструктуре и технических средств обеспечения её функционирования и системы баз данных с полным набором характеристик каждого из маршрутов и их элементов. Точность отображения отдельных объектов составляет 12 метров** и лучше; погрешность не накапливается и такая же цифра является максимальной при определении пробегов, в т.ч. междугородных маршрутов.


* Оперативный ГЛОНАСС/GPS мониторинг непосредственно в операционную модель не входит. Это – аппаратно-программная технология, инструмент отчётности и контроля, данные которого, в том числе, могут использоваться для уточнения модели. С другой стороны, при отсутствии такой модели или ошибках связи между её элементами преимущества спутникового монторинга могут использоваться не целиком, а результаты обработки его отчётности могут содержать ошибки или быть избыточно дорогими в анализе.


** Максимальная условная погрешность с учётом представления остановок в виде точечных объектов, локализуемых усреднённо от условного центра расположения посадочной платформы. Точность может быть значительно повышена при новой съёмке и локализации остановки в точку расположения остановочного указателя и т. д., а также при внесении в систему данных, подготовленных ранее